Как работает турбонаддув, для чего нужен турбонаддув?

   Сегодня многие автолюбители знают о возможных вариантах тюнинга двигателя с целью улучшения его характеристик, главные из которых - мощность и крутящий момент. Основные способы - чип-тюнинг, изменение впускной/выпускной системы, установка турбонаддува (турбонагнетателя), установка механического нагнетателя (суперчарджер). В этой статье речь пойдет о турбонаддуве.
   Что такое мощность двигателя? Как учили в физике, мощность есть работа, произведенная за промежуток времени. То есть чем больше работы совершает двигатель за определенный временной интервал, тем больше его мощность.
   Работа в двигателе внутреннего сгорания получается в результате расширения рабочего тела (газов) после подвода к нему теплоты (сжигание топлива). В двигателе горение происходит гораздо хуже идеально возможного, поэтому, чтобы повысить мощность двигателя, можно увеличить полноту сгорания топлива. Турбонаддув обеспечивает бОльший КПД двигателя благодаря подаче большего количества воздуха под относительно большим давлением (до 2-3 ати (избыточных атмосфер) и топливо сгорает в таких условиях гораздо лучше. Естественно топливная система двигателя модернизируется при недостаточной производительности топливных форсунок.
   В атмосферном двигателе газы после камеры сгорания просто выбрасываются в выхлопную трубу с высоким давлением и температурой, что представляет собой потери энергии.
   В турбированном моторе эти газы проходят через газовую турбину, совершая работу, которая через общий вал передается на колесо компрессора. Тот, в свою очередь, за счет вращения нагнетает засасываемый воздух под давлением во впускной коллектор двигателя (обычно проходя систему охлаждения промежуточного охлаждения - интеркулер). Таким образом эффективность двигателя повышается и при грамотном тюнинге его мощность можно поднять более чем в 4 раза (правда в этом случае ресурс сильно уменьшится).
   Установка комплекта турбонаддува, в который входят турбина с компрессором, необходимый набор пайпинга, переходников, шлангов, датчиков и т.д., на самом деле очень трудоемкий процесс. Ее можно сделать самому, либо обратиться в автосервис. После чего двигатель надо "обучить" работе в новых условиях, что делается онлайн настройкой.
   Масляное охлаждение обязательно для турбины, потому что через нее проходят очень горячие газы и подшипники просто не выдержат работы в таких условиях.
   Отличительное свойство турбированного двигателя - "турбояма" на низких оборотах и эффективная работа на высоких, при чем диапазон работы "уходит вверх", такой мотор гораздо легче раскручивается. Турбояма возникает из-за недостатка крутящего момента "на низах", так как двигатель настроен для работы в зоне более высоких оборотов. Зато работа его звучит эффектно, особенно когда срабатывает блоу-офф.
   Блоу-офф предназначен для сброса избыточного давления во впускном коллекторе, когда вы сбрасываете педаль газа и обороты падают, а турбина продолжает вращаться, нагнетая воздух.

   Стоимость такого тюнинга высока, на "тазы" комплект стоит порядка 100 тыс.руб., на иномарки еще дороже, в зависимости от двигателя.
   В последние годы турбонаддув достаточно распространен на заводских версиях легковых автомобилей, даже дизели, и те оснащены турбиной. Все-таки заботятся о более эффективном использовании ресурсов.
0